Помогаем
решать проблемы


Автостраховщики обвиняют в своих убытках автоюристов

Одна из актуальных проблем страхового бизнеса по словам самих страховщиков — тотальные убытки по ОСАГО, которые страховщики терпят из-за якобы криминальных автоюристов. К их услугам автовладельцы прибегают, если недовольны суммами страховых выплат. И так в 90% случаев.

Но вот какой случился казус: по информации, которую предоставил непосредственно Российский союз автостраховщиков (РСА), за 8 месяцев 2016 года страховые компании 3000 раз возбуждали уголовные дела против автоюристов по факту мошенничества. С ОСАГО было связано подавляющее большинство поданных заявлений — 2100. По 14% из них заведены уголовные дела (это чуть больше 400 инцидентов, в которых правоохранители действительно обнаружили состав преступления), но до логического конца доведены лишь десятки. По мнению экспертов страхового рынка, в остальных случаях страховщики пытались противостоять тем пострадавшим в ДТП владельцам автомобилей, которые были не согласны с заниженными суммами компенсаций и стремились доказать это в судебном порядке.

Смысл этой «необъявленной войны» обнаружить проще простого: автостраховщики крайне заинтересованы получить ещё больше преференций от законодателей в виде, например, очередного ужесточения законодательства по ОСАГО и повышения тарифов. Разумеется, в свою пользу. Для этого они и раздувают в медиа-пространстве проблему с автоюристами-мошенниками, которые, якобы, помогают гражданам отнимать у страховых компаний более 10 миллиардов (!) рублей в год.

Но тут РСА противоречит сам себе, точнее, собственной статистике. Расчёты просты: даже если просто предположить, что 400 «мошенников», в отношении которых были возбуждены уголовные дела, смогли-таки получить полную сумму выплат по ОСАГО (а это порядка 400 тысяч рублей), то всё равно общая сумма убытков для страховщиков не дотянет и до 165 миллионов рублей. И даже если приплюсовать сюда услуги адвокатов (по самым высоким расценкам — для чистоты эксперимента), то опять максимум на что выходим, это 300 миллионов рублей. Но никак не 10 миллиардов рублей, да ещё и ежегодно!

Большинство автоюристов действует в рамках правового поля и их ни в коем случае нельзя называть «криминальными». А та астрономическая сумма убытков, о которой постоянно твердит страховое лобби, выполняет роль «козыря из рукава», который нужен страховщикам для убедительного давления на законодателей, как было уже сказано выше.

Но страховщики уверены в своей правоте. Так, в РСА намерены инициировать совещание, на котором вместе с руководством Центробанка, который является регулятором рынка ОСАГО, обсудить причины того, почему большинство дел, переданных в полицию специалистами РСА, так и не доходит до суда.

Страховые компании сами ведут активную борьбу с автоюристами-мошенниками. За расследование подобных случаев отвечают специальные подразделения. Их сотрудники, выйдя на такого мошенника, заявляют в полицию, но далеко не всегда дело доходит до судебного разбирательства. В РСА сетуют, что самостоятельно доказать вину «криминальных автоюристов» им не под силу, и это становится причиной растущей убыточности ОСАГО.

Но эксперты считают, что вся политика автостраховщиков направлена на то, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных проблем. А именно: от тотальных недоплат автовладельцам при завышенной стоимости страховок и острого нежелания автостраховых компаний расставаться со «своими» (как они уже привыкли думать) деньгами. Ведь, судя по всему, каждую полноценную выплату по страховому случаю страховщики воспринимают, как бизнес-поражение.

Если учесть, что не так давно страховщики получили мощнейший инструмент, при помощи которого они могут диктовать свои условия на рынке независимой оценки ущерба ОСАГО при аварии, то их аппетитам можно только позавидовать.

Но имидж обиженных и во всём правых страховых компаний становится всё сложнее поддерживать. Ну не может быть так, что виновны и неправы все вокруг — начиная от клиентов страховщиков и заканчивая сотрудниками ГИБДД и правозащитниками. И как долго сможет автостраховое лобби вести такую игру в одни ворота — время покажет.